Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Выкарыстанне твораў мастацкай літаратуры ў развіцці мовы малодшага дашкольніка

Дата: 12 апреля 2018 в 21:36, Обновлено 10 декабря 2020 в 11:01

КТО ТАКИЕ «ГУЛЕНЬКИ»?

(Использование произведений художественной литературы

в развитии речи младшего дошкольника)

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста- явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В.Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером и у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи- явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Назовем наиболее типичные.

  • · Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь ( так называя «ситуативная речь»). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы ( да, нет, хорошо, плохо).
  • · Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
  • · Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотра телепередач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.
  • · Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
  • · Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами.
  • · Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
  • · Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д..
  • · Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д.

Известно, что художественная литература- это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, пользуя определенные формы работы с художественной литературой, родитель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольников предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь короткий период времени.

1. Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек- читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки- бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например: котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочитаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

2. Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи- произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением.

3. Знакомство со считалками и их активное использование при формировании грамотной образной речи- считалка является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек существуют литературные, созданные конкретным писателем

(С. Михалков «Котята».

Э. Успенский «Тигр вышел погулять»

Л. Фадеева «Научилась я считать»

Д.Харме «Веселые чихи»

Е.Благинина «Раз- два- синева!..» и др.)

Особые способы рифмовки, а также частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки незаменимыми для развития речи.

Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, необходимо объяснить его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в собственной игровой деятельности, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.