<font face="Times New Roman">Организация работы по развитию речевого дыхания</font>
<font face="Times New Roman">у детей младшего дошкольного возраста</font>
<font face="Times New Roman">Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять до 3 минут дыхательные упражнения и игры.</font>
- <font face="Times New Roman"> дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;</font>
- <font face="Times New Roman"> дуть на привязанные к ниточке шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;</font>
- <font face="Times New Roman"> надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;</font>
- <font face="Times New Roman"> сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);</font>
- <font face="Times New Roman"> дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.</font>
<font face="Times New Roman">Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.</font>
<font face="Times New Roman">Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. – важный компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба.</font>
<font face="Times New Roman">Так например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального(межзубного) сигматизма и т.д.</font>
<font face="Times New Roman">Дыхательная гимнастика</font>
<font face="Times New Roman">Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:</font>
- <font face="Times New Roman"> Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).</font>
- <font face="Times New Roman"> Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.</font>
- <font face="Times New Roman"> Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.</font>
- <font face="Times New Roman"> При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.</font>
- <font face="Times New Roman"> Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукивание по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».</font>
- <font face="Times New Roman"> Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).</font>
- <font face="Times New Roman"> Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5 – 6 раз).</font>
- <font face="Times New Roman"> Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.</font>
<font face="Times New Roman">(журнал «Логопед» №5, 2004, Левина Е.В. «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»)</font>