<font face="Times New Roman">ПЕРЕСКАЗЫ КРУГЛЫЙ ГОД</font>
<font face="Times New Roman">В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.</font>
<font face="Times New Roman">Следует помнить, что темпы овладения языком у детей неодинаковы. При раннем темпе речевого развития рассказывание без специального обучения появляется в 4-5 лет. Дети пересказывают любимые сказки и самостоятельно сочиняют истории, действуя с игрушками. Нормально, если в семь лет они могут самостоятельно рассказать знакомую традиционную сказку, составить небольшое устное сочинение по картинке.</font>
<font face="Times New Roman">У дошкольников постепенно формируется такая форма речи, как монолог. Она возникает вследствие желания детей поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем мире. В отличие от диалога, монологическая речь отличается развернутостью, потому что слушателей необходимо ввести в обстоятельства событий, достичь понимания своего высказывания. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи, опирается на мышление, логическую последовательность. Чтобы монологическая речь была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения. Кроме того, речь должна быть четкой и внятной. При этом она приобретает форму короткого рассказа, в котором обязательно отражается что-то, взволновавшее рассказчика. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и их последовательность.</font>
<font face="Times New Roman">В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами монологической речи:пересказом и рассказом (правда пока еще в в элементарной форме). Пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как дети излагают готовое содержание и пользуются готовой речевой формой. Важно, чтобы они могли осмыслить текст, передать его свободно, но с сохранением основной лексики автора. Передача событий при пересказывании происходит в определенной последовательности: экспозиция – вступление; развитие действия – основное содержание; развязка – окончание.</font>
<font face="Times New Roman">Важное место в развитии монологической речи занимают игры и упражнения с лексическим содержанием, которые являются необходимым условием развития смысловой стороны речи. Большое значение в них имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных свойств и функций. Сравниваться могут как реальные объекты (игрушки, картинки, предметы одежды, мебели и т.п.),так и воображаемые ситуации (действия веселого и грустного медвежонка, погода ранней и поздней осенью, настроение персонажа до и после описанного события). Словарные упражнения, предваряющие рассказывание, способствуют обогащению связной речи детей точными и образными словами и выражениями.</font>
<font face="Times New Roman">Младшему дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающим его миром. Именно в этом возрасте возникают первые представления о среде, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни. Он учится самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.</font>