Первый раз в детский сад
Как родители могут помочь своему ребёнку
в период адаптации к ДУ?
- Рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. Подробно описать режим детского сада, чем ребёнок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдёт в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребёнок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
- По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
- Помогать ребёнку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в совместную игру.
- Развивать подражательность в действиях ребёнка («полетаем, как воробушки, попрыгаем, как зайчики» и т.д.).
- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребёнка.
- Избегать обсуждения при ребёнке волнующих вас проблем, связанных с детским садом. Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в ДУ. (Некоторые родители, видя, что ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, пугаются и перестают водить его в детский сад). Это происходит оттого, что взрослые не готовы «оторвать ребёнка от себя».
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
- Разработать вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания (ему будет проще отпустить вас).
- Подчёркивать, что ваш малыш, как и прежде, вам дорог и любим. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша.
Наглядным примером должны выступать, прежде всего, сами родители. Требования к ребёнку должны быть последовательны и доступны. Тон, в котором сообщается требование, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Если ребёнок не желает выполнять ваши просьбы, вызывает своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах, а не о нём, не о его поведении. («Мне не нравится, когда дети хнычут…, я огорчён…, мне трудно…»).
Конечно, нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка. Важно также постоянно упражнять его в осваиваемых действиях, поощрять, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.
Планировать своё время так, чтобы первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять ребёнка на целый день. А первые дни необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада. В день, когда вы впервые привели малыша, не следует затягивать расставание с ним, особенно если он плачет, так как ребёнок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должна скрыть своё волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребёнок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому в первую неделю (а то и месяц) необходимо забирать ребёнка из садика раньше, постепенно увеличивая его пребывание в саду.
В этот период важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение. Ведь ребёнок устаёт от новых для него ощущений, условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребёнком в гости и принимать у себя дома. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребёнку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, спокойные.
Взрослым необходимо помнить, что уверенность и спокойствие ребёнка определяется систематичностью, ритмичностью и повторяемостью его жизни, т.е. чётким соблюдением режима.
Еще по этой теме: Помощь ребенку в период адаптации в ДУ